Музыкальная интонация: эстетические и историко-культурологические аспекты
Аннотация
Две предыдущие лекции из цикла «Музыкальная интонация» были посвящены понятию музыкальной интонации, её звуковым очертаниям, семантике, жанровым и стилевым свойствам. Третья, заключительная лекция предлагает сосредоточить внимание на двух сторонах интонации — её эстетических особенностях и драматургических свойствах, а также — на её существовании в историко-культурологическом контексте. Эстетическая сторона интонации раскрывается посредством применения аппарата эстетических категорий (дихотомия прекрасное/безобразное и др., аристотелевская триада). Для изучения интонационной драматургии продуктивными оказываются учение о риторической диспозиции (логических фазах развёртывания процесса) и типология интонационно-драматургических моделей. Рассмотрению эволюции интонации в зеркале истории музыки помогает выдвинутая Б.В. Асафьевым теория «интонационного словаря» и «интонационных кризисов». Многоракурсный анализ музыкальной интонации как самоценного микрокосмоса, совмещённый с масштабным охватом её историко-культурологического бытия, — сложный, но перспективный путь её познания.