О развитии способностей к импровизации учащихся ДМШ

Ключевые слова: импровизация, способности к импровизации, импровизационность, импровизационно-педагогические упражнения.

Аннотация

Значительная часть педагогических
пособий, программ, посвящённых методам
обучения импровизации, связана с
рассмотрением импровизации в контексте
джазовой педагогики либо исполнительского
искусства (чаще — фортепиано). Однако
более важным представляется развитие
импровизационных способностей
композитора. Известны трудности создания
алгоритма обучения этому виду
деятельности, но вполне очевиден ряд
условий, связанных, во-первых,
с природной склонностью к импровизации,
а также наличием композиторских
способностей; а во-вторых, с обязательным
освоением целого комплекса музыкально-
теоретических знаний. При сочетании этих
двух факторов можно говорить о высокой
степени развития импровизационных
способностей.
В статье предлагается точка зрения на
организацию процесса обретения навыков
импровизации, основу которого составляют
шесть основных компонентов,
представляющих собой шесть видов
импровизации: мелодическая, поэтическая,
гармоническая, фактурная, орнаментальная,
жанровая. Каждая отдельно представленная
тема имеет значение в том числе
и для содержания курса «Композиция»,
раскрывающего основные законы
построения произведения, которые,
в свою очередь, являются базисными
для развития импровизационных
способностей. А поскольку импровизация
часто становится первым импульсом для создания произведения, которое
предполагает своё выражение через
спонтанность, то и импровизация,
и композиция таким образом существуют
в тесной взаимосвязи.

Опубликован
2020-12-02
Выпуск
Раздел
Творческая педагогическая мастерская