Инновации жанровой формы в фортепианном творчестве Кармеллы Цепколенко

  • Александр Александрович Перепелица Одесская национальная музыкальная академия им. А.В. Неждановой https://orcid.org/0000-0001-5206-205X
Ключевые слова: художественная стимуляция, эмоционально-энергетический контекст произведения, сценарная разработка музыкального материала, принцип синтетического освоения искусства, театрализация нетеатральных музыкальных жанров.

Аннотация

Статья посвящена инновациям
фортепианного творчества К. Цепколенко.
Раскрытие данной темы показывает
сложно-диалогический характер
взаимоотношений между композитором
и художественным пространством
в современной музыке, делает
необходимым широкий контекстуальный
подход при её анализе и изучении.
На примере пьес для детей и концертных
фортепианных пьес К.С. Цепколенко
раскрыты основные параметры инноваций,
такие как художественная стимуляция,
эмоционально-энергетический контекст
произведения, сценарная разработка
музыкального материала, принцип
синтетического освоения искусства,
театрализация нетеатральных
музыкальных жанров. Сценарная
разработка (ноу-хау композитора)
становится основой, на которой
разворачиваются театрализованные
события фортепианных пьес. При этом
событийная канва музыки не втискивается
в прокрустово ложе традиционных
исторически сложившихся форм и жанров,
а направляет мышление композитора
в сторону новаторства, создания новых
форм и жанров, адекватных сценарию.
В пьесах для детей и в концертной
пьесе фабула разворачивается на принципах «театра представления»,
когда повествование ведётся от третьего
лица. Одним из проявлений «театра
представления» является внутренняя
театрализация, которая базируется
на диалогических отношениях отдельных
структурных модулей, тематических
зёрен, противопоставлениях как внутри
музыкальных структур, так и между
ними. Важной особенностью внутренней
театрализации является присутствие
игрового начала, введение ролевого
принципа в развитии музыкального
материала, наполнение произведения
«образами» действующих лиц. Также
широко используется и внешняя
театрализация, особая роль в которой
принадлежит пластическим формам —
это жесты актёров-музыкантов,
их поведенческие роли.
Показано, что использование принципов
синтетического освоения искусства, в своей
неразрывной целостности опирающегося
на феномен игры, театрализации
как основного принципа развёртывания
художественной формы и сценарной
разработки музыкального материала
направляет композитора к созданию новых
эстетических моделей, активизирует
его подсознательные структуры на создание
новых по форме и содержанию смысловых
комплексов, наполняет произведение
сложными диалогичными связями
и игровой энергетикой.

Опубликован
2020-12-07
Выпуск
Раздел
Современный композитор