Роль городской культуры в формировании башкирского национального искусства дореволюционного периода
Аннотация
В статье приводятся основные сведения
по развитию городской музыкальной
культуры Оренбургской губернии и Уфы
в дореволюционный период.
Закономерность формирования феномена
городской культурной среды
прослеживается на примере таких
её компонентов, как концертная
и театральная практика. В их контексте
оттачивались необходимые для развития
европейских жанров основы
композиторского и исполнительского
профессионализма. В результате
обзора различных форм домашнего
музицирования и концертно-театральной
практики, основы которых были заложены
непосредственными носителями самой
европейской культуры — польскими
повстанцами, сосланными в губернию
в XVIII веке, обосновывается факт того,
что русско-европейская академическая
традиция подготовила почву, на которой
в начале ХХ века зародилась национальная
концертная и театральная жизнь.
Доказывается, что европеизация
в башкирской культуре началась
не в период советского культурного
строительства, а на волне джадидизма
в деятельности новометодных медресе,
ставших в начале прошлого века
основными очагами духовной и светской
культуры. Возникновение же совместных
татаро-башкирских драматических трупп, способствовавших зарождению
национальной театральной музыки,
есть самое большое достижение
башкирской музыки в дореволюционный
период, связавшей дореволюционную эпоху
с периодом становления национальных
композиторских школ.