Атрибутивные признаки героев и персонажей комической оперы в тематизме фортепианных сонат В.А. Моцарта
Аннотация
Многие инструментальные сочинения
композиторов XVII–XVIII веков основаны,
как известно, на принципе театрализации
сюжета, который воплощает героев
и персонажей оперных сочинений,
а также различные «кочующие сюжеты»,
драматические и комические ситуации,
зародившиеся в театральных и оперных
произведениях. В фортепианных сонатах
Моцарта часто можно обнаружить
музыкальное воплощение типичных
признаков образов-характеров, а также
связанных с ними кочующих комических
оперных ситуаций. Такой тип сюжетной
организации клавирного текста можно
назвать театральным.
Статья посвящена анализу признаков
кочующих оперных героев и персонажей,
мизансцен, сцен-монологов, диалогов
и полилогов, а иногда и целых действий,
состоящих из нескольких сменяющихся
сцен, где возникает семантическая ситуация
«текст в тексте». В клавирном сочинении
она воплощается в форме театрального
диалога, в котором явно присутствуют
признаки речевых актов и двигательной
пластики.