«Ансамбль солистов» в фактуре клавирного текста И.С. Баха

  • Елена Владимировна Гордеева Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова https://orcid.org/0000-0002-6184-6806
Ключевые слова: музыкальные диалоги, клавирные сюиты И.С. Баха, межтекстовые взаимодействия, интонационные формулы, сюжеты «музыка в музыке».

Аннотация

Музыкальный текст клавирного
сочинения Иоганна Себастьяна Баха
содержит множество художественных
знаков, смысловых фигур, выразительных
элементов. Некоторые из них несут в себе
значения разнообразных оттенков смысла
и чувств через воспроизведение сцен
музицирования. При определении
семантического эквивалента
они выстраиваются в конкретные
сюжетные ситуации. Интонационные
формулы, вертикальные и горизонтальные
структуры-диалоги, акустические образы
музыкальных инструментов (в том числе
и человеческого голоса), запечатлённые
в тексте сочинения, — всё это
семантические «герои» и «персонажи»,
призванные выразить дух времени,
вездесущего, старого и вечно нового.
Акустические образы в структуре
музыкальных текстов могут быть самыми
разными: в виде дуэтов, трио, барочных
моделей с участием solo, continuo, tutti в их
различных чередованиях и комбинациях.
На материале сюит и партит в статье
прослеживается межтекстовая миграция
типовых моделей «кочующих» образов
дуэтов с развёртыванием сюжетов «музыка
в музыке».
Типовые диалогические структуры
выявляются в фактуре произведения, и при
правильной расшифровке способствуют
грамотной выразительной артикуляции.

Опубликован
2020-12-04
Выпуск
Раздел
Музыкальное искусство