Визуализация музыки как способ функционирования современного произведения: Эдисон Денисов, «Три картины Пауля Клее»

  • Наталия Викторовна Климова Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова https://orcid.org/0000-0002-2652-3024
Ключевые слова: Пауль Клее, Эдисон Денисов, камерный цикл «Три картины Пауля Клее», учебник для детской музыкальной школы «Отечественная музыка XX века», зрительный ряд в музыке, визуализация музыки.

Аннотация

Настоящая публикация представляет
информационные и аналитические
материалы к уроку в 7 классе детских
музыкальных школ с комментариями
и пояснениями живописной манеры
немецкого художника Пауля Клее
и авторского видения его полотен
российским музыкантом XX века Эдисоном
Денисовым. Рассматриваются вопросы
визуализации как способа воздействия на
восприятие современного академического
музыкального произведения. Центральным
разделом урока является анализ работ
Клее (визуальный ряд) и анализ нотного
текста цикла Денисова. Нотный текст
и иллюстрации работ художника
проецируются на экране, музыкальный
поток накладывается на зрительное
изображение. Таким образом, содержание
камерного цикла Денисова постигается
во взаимосвязи и через компоненты
визуального способа функционирования
произведения. Зрительный ряд в силу
опыта синтетического восприятия
искусства оказывает существенную
помощь в обучении на начальном этапе
музыкального образования. Выбор
сочинения обусловлен обновлённым
содержанием учебника для 7 класса детской
музыкальной школы Ольги Аверьяновой
«Отечественная музыка XX века» (М., 2014).
В статье предлагается последовательное
и взаимообусловленное рассмотрение параметров музыкально-живописных
связей и отражение их в индивидуальном,
сонорном потоке музыкальной
композиции.

Опубликован
2020-12-03
Выпуск
Раздел
Творческая педагогическая мастерская