Трактовка понятий «массовая культура» в современной гуманитарной науке

  • Марина Леонидовна Зайцева Академия имени Маймонида, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) https://orcid.org/0000-0001-6255-500X
  • Регина Робертовна Будагян Академия имени Маймонида, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) https://orcid.org/0000-0002-4790-1944
  • Алексей Игорьевич Чекменёв Академия имени Маймонида, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) https://orcid.org/0000-0002-2597-371X
Ключевые слова: массовая культура, элитарная культура, массофикация, китч, апологетика массовой культуры.

Аннотация

Статья посвящена анализу трактовок
понятий «массовая культура» в
современной гуманитарной науке.
Выявлены три группы трактовок
данного понятия: пессимистическая,
апологетическая и проблемная. Обозначены
характеристики каждой из представленных
групп. Массовая культура представляет
собой сложное и многоуровневое
явление, актуальное среди широких
слоёв населения. Характерными чертами
массовой культуры являются смешение
множества различных культурных кодов
и традиций, мобильность, ориентация на
широкие слои населения, коммерческий
характер производства, значительный
плюрализм направлений, гедонизм,
доступность, установка на визуальный тип
восприятия и др.
Основными особенностями новой
современной концертной ситуации
являются полистилистичность, активное
использование метода деконструкции
академического репертуара и различных
форм адаптации академического наследия к
современной практике исполнительства.
Музыкальное искусство развивается
под воздействием множества факторов,относящихся к сфере культуры, экономики
и многим другим областям социальной
жизни человека. Особое значение на
развитие современной исполнительской
практики оказывает массовая культура.
Сложность решения вопросов, связанных,
прежде всего, с определением понятия
«массовая культура», с выявлением её
влияния на искусство рубежа XX–XXI веков,
обусловливает необходимость проведения
краткого обзора исследований по данной
проблематике.

Опубликован
2020-12-03
Выпуск
Раздел
Музыкальное искусство