Большая саратовская триада начала ХХ века
Аннотация
Саратов по праву считается одним из значительных центров художественной культуры российского Поволжья. Анализируя состояние того раздела пластических искусств, который представлен живописью и графикой, необходимо констатировать, что на протяжении почти всего XIX века (не говоря уже о предыдущем столетии) фигуры художников были сугубо эпизодическими: Жан Батист Савэн, по происхождению француз (портреты и акварели), акварелистка Мария Жукова, Андрей Годин (был первым учителем Михаила Врубеля) и Фёдор Васильев (первый наставник Виктора Борисова-Мусатова), портретисты и церковные живописцы Лев Игорев и Николай Россов. В основном за пределами Саратова работали его уроженцы, которые были по-настоящему известными художниками — Василий Журавлёв и Алексей Харламов.
Высокий расцвет саратовской живописи конца XIX — начала ХХ века подготовила деятельность приехавшего из Италии Гектора Баракки и выпускника Петербургской академии художеств Василия Коновалова. Они оказали решающее воздействие на местную художественную школу, основными представителями которой стали Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Александр Савинов, Кузьма Петров-Водкин (уроженец Хвалынска), а также скульптор Александр Матвеев.Однако «звёздными» для Саратова явились три имени. Они возглавили плеяду замечательных мастеров изобразительного искусства и были в авангарде так называемой эпохи «культурного взрыва», как обозначают иногда высокие художественные свершения конца XIX и начала ХХ столетия. Это Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов и Кузьма Петров-Водкин. Им посвящён настоящий очерк.