Атрибутивные признаки героя как категории музыкальной поэтики в пьесах детского фортепианного репертуара

  • Римма Масгутовна Байкиева Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова https://orcid.org/0000-0001-7417-8838
Ключевые слова: герой, семантический анализ, интонационная лексика, смысловые структуры музыкального текста, атрибутивные признаки героя.

Аннотация

В статье предлагаются способы определения признаков героя как структуры музыкального текста пьес детского репертуара. Поскольку любой художественный текст создаётся по единым смыслопорождающим законам, категория музыкального героя рассматривается наряду с такими категориями поэтики, как автор, персонаж, образ, диалог, сцена, сюжет, идея, которые однако до сих пор продолжают относить к области метафор. Тем не менее, результативным представляется описание признаков героя на основе интонационной лексики различной этимологии. Для выявления указанных признаков используется механизм семантического анализа, который позволяет обнаружить лексические структуры, воплощающие героя.
Семантический анализ показал, что категория героя представлена в тексте структурно; он может быть заявлен и как биологически конкретное существо, и как социально конкретная личность. Мало того, пьесы детского репертуара способны продемонстрировать олицетворённого героя, представляющего живую природу. В атрибутировании героя участвует и заголовок, который, тем не менее, не всегда прямо указывает на героя. Однако заголовок всегда (прямо или косвенно) изображает место действия героя и окружающий его мир.
Герой атрибутируется наиболее часто в музыкально-речевых и пластическихмоделях. Помимо «слышимых» и «видимых» признаков, герой в художественном тексте актуализируется и через признаки оценочного характера: с их помощью находящийся «за кадром» автор наделяет героя биологическими и характерологическими признаками человека.
Изучение музыкального содержания с точки зрения категорий музыкальной поэтики может сделать более действенным и продуктивным взаимодействие аналитического аспекта с исполнительской практикой. При этом подходы к исполнительскому искусству неизбежно начнут приобретать новые свойства, сближающие деятельность исполнителя в вопросах артикуляции и интонирования с драматическим искусством.

Опубликован
2020-12-02
Выпуск
Раздел
Музыкальное искусство