Вокальные и хоровые симфонии и размышления о представлении текста в музыке

  • Антон Аркадьевич Ровнер Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского https://orcid.org/0000-0002-5954-3996
Ключевые слова: вокальные симфонии,, хоровые симфонии, симфонический жанр, выражение в музыке, Малер, Цемлинский, Вагнер, Стравинский, Шенберг, Кандинский, Адорно.

Аннотация

В статье рассматриваются жанры
вокальной и хоровой симфоний в связи
с написанной автором статьи вокальной
симфонией «Финляндия» для сопрано,
тенора и оркестра на стихотворение
Е. Баратынского. Также обсуждается
проблема выражения литературного
текста в вокальной музыке с точки зрения
нескольких знаменитых композиторов,
теоретиков и художников XIX и XX веков.
Среди самых известных вокальных
симфоний следует упомянуть Песнь
о земле Г. Малера и Лирическую симфонию
А. фон Цемлинского. Эти два сочинения
органически сочетают черты симфонии и
вокального цикла. Жанр хоровой симфонии
с голосами возник начиная с Девятой
симфонии Бетховена. К нему относятся
Вторая симфония Мендельсона, а также
Вторая, Третья и Восьмая симфонии
Малера. Оба жанра представляют
стремление композиторов сочетать самый
значительный жанр инструментальной
музыки — симфонический, — выражающий
мировоззрение композиторов, с жанром
вокального цикла, передающим
эмоциональное содержание положенных
на музыку литературных текстов.
Вопрос выразительности в музыке далее
рассматривается через сравнение подходов
к нему разных композиторов. Вагнер
утверждал, что цель музыки — выражение
эмоционального опыта композитора и, в особенности, вдохновляющих его
литературных произведений, положенных
на музыку. Стравинский считал,
что музыка по своей сути не предназначена
выражать чувства. Он призывал к
эмоционально абстрагированному подходу
к музыке и особенно к выражению в ней
литературного текста. Шёнберг указывал
на более интровертивную и абстрактную
манеру выразительности в музыке и
выражения в ней литературных текстов,
когда происходит отказ от внешней
изобразительности в пользу глубинного
выражения. Подобные взгляды на этот
вопрос наблюдаются у художника
В. Кандинского и музыкального теоретика
Т. Адорно. Автор статьи считает подход
Шёнберга наиболее действенным для
музыки XX и начала XXI веков.

Опубликован
2020-11-27
Выпуск
Раздел
Музыкальное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)