На пути к открытию национального театра Калмыкии

  • Ольга Ивановна Кулапина Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова https://orcid.org/0000-0002-4001-1877
Ключевые слова: национальная культура, Калмыкия, калмыцкий театр, массовая постановка «Улан-Сар», джангар, Санджи Каляев, Алексей Смирнов-Кутаческий.

Аннотация

Развитие информационных технологий
позволяет заметно расширить пространство
неизведанного, обнаружив новые, порой
необычные, удивительные и неожиданные
факты: к примеру, из прошлого нашей
страны, из истории становления
её национальных культур. К одной
из таких находок можно отнести тему,
вызвавшую неподдельное внимание
автора. Она посвящена начальному этапу
работы по открытию национального театра
Калмыкии. Ознакомление читателя с этим
интересным событием и составляет цель
настоящей статьи. Содержание её строится
на данных по подготовке и осуществлению
первой грандиозной театрализованной
постановки — спектакля «Улан-Сар» —
самобытного массового зрелища,
объединившего разные виды искусства
(театр, музыку, хореографию) с этнографией
и фольклором Калмыкии. Поскольку
спектакль имел межрегиональный статус,
в статье называются города и организации,
массово участвующие в этом масштабном
действе, а также его устроители. Особое
место занимает критико-аналитическая
статья профессора, доктора филологических
наук, фольклориста А.М. Смирнова-
Кутаческого (1876 – 1958), посвящённая
детальному изучению данной постановки.
Говорится и о трагической судьбе её автора
Санджи Каляева (1905 – 1985), энтузиаста,
организатора, первого директора
национального театра Калмыкии,
в будущем народного поэта республики.

Опубликован
2020-12-02
Выпуск
Раздел
Фольклор и национальная культура