Татарская этномузыкология: перспективы развития

  • Земфира Нурмухаметовна Сайдашева Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова https://orcid.org/0000-0002-3774-3903
Ключевые слова: этномузыкология, музыкальная фольклористика, междисциплинарная направленность, «кряшенская» и «чувашская» формы пентатоники, «стилистический код», «тюркский аруз».

Аннотация

В русской музыкальной культуре термин
«музыкальная этнография» как название
науки появился на рубеже XIX и XX веков.
В советский период, когда стала происходить
политизация искусства, утвердился термин
«музыкальная фольклористика».
Научная мысль о татарском народном
музыкальном творчестве развивалась
в рамках «музыкальной фольклористики».
В исследованиях звуковысотной
и временной структуры татарских
народных песен господствовал формальный
(абстрактный) подход.
Рассмотрение их в контексте других
дисциплин стало возможно только
в посттоталитарный период,
когда появились широкие возможности
для возрождения и возвращения истинных
художественных ценностей. Лишь с этого
времени наука о музыкальном фольклоре
получила возможность, активно используя
методы и приёмы других наук (истории,
литературы, социологии, социальной
психологии, этнографии, лингвистики),
дать объективную и глубокую оценку
особенностям развития татарского
музыкального фольклора.

Опубликован
2019-07-04
Выпуск
Раздел
Фольклор и национальная культура

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)