Орган и баян: межтекстовые взаимодействия (на примере Хорала № 3 a moll С. Франка)

  • Ирина Васильевна Алексеева Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова https://orcid.org/0000-0002-6344-1706
  • Лиана Талгатовна Юнусова Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова https://orcid.org/0000-0002-0732-0846
Ключевые слова: орган, баян, музыкальный текст, хоральная фантазия Сезара Франка.

Аннотация

Изучение закономерностей смысловой
организации музыкального текста — одна
из актуальных проблем современного
музыкознания. В этой связи уникальную
возможность проникнуть в процессы
текстопорождения даёт исследование
инструментальных произведений,
возникших на основе заимствования
и модификации «чужого» текста.
Посредством сравнительного анализа
Хорала № 3 (a moll) из цикла «Три хорала
для большого органа» Сезара Франка с его
переложением для баяна, выполненным
Фридрихом Липсом, выявляются общие
и специфические принципы смысловой
организации нотного, музыкального
и исполнительского текстов. В таком
ракурсе проблема межтекстовых
взаимодействий поднимается впервые.
Её комплексный характер стал основанием
для обращения к методологии теории
музыкального текста (Марк Арановский,
Людмила Шаймухаметова) и теории
музыкального содержания (Людмила
Казанцева, Валентина Холопова).
В работе к тексту органного сочинения
устанавливается отношение как к открытой
полисистеме, обладающей особым
механизмом сохранения и преобразования
инварианта в условиях нового инструментального контекста. Изучение
интонационной лексики и этимологии
её значений позволило раскрыть
уникальную художественную специфику
Хорала, а исследование баянной версии
в исполнении автора — постигнуть
приёмы адаптации «чужого» тематизма
к новому темброво-инструментальному
исполнительскому сценарию.

Опубликован
2020-11-30
Выпуск
Раздел
Музыкальное искусство