Генеральная интонация в спектакле «Борис Годунов» В.Э. Мейерхольда — С.С. Прокофьева
Аннотация
В статье рассматривается проблема
творческого содружества В.Э. Мейерхольда
и С.С. Прокофьева на примере совместной
работы над пьесой А.С. Пушкина «Борис
Годунов». Подготовка к осуществлению
замысла началась задолго до основного
репетиционного периода — в 1934 году,
после выхода в свет постановления
политбюро ЦК ВКП(б) «Об учреждении
Всесоюзного Пушкинского Комитета
в связи с[о] столетием со дня смерти
А.С. Пушкина». Спектакль должен был стать
закономерным откликом на торжества
пушкинского юбилея, однако так и не был
поставлен. На основании материалов,
связанных с историей создания спектакля
и музыки к нему, рассматриваются
особенности интерпретации драмы
в диалоге двух Мастеров. Анализируется
смысловое наполнение музыкальных
номеров («Песня одинокого путника»
и «Песни одиночества»), которые
выполняют функцию «сквозных»
лейттем и косвенно характеризуют
Бориса Годунова и Самозванца, а также
играют важную роль в формировании
«генеральной интонации» спектакля.
В заключение отмечается, что «политически
насыщенная» постановка Мейерхольда —
Прокофьева касалась запретной
«территории смыслов», а обозначенный
подтекст невольно проецировался
на личную судьбу вождя советского
государства.