Опыт когнитивного анализа сценических образов на примере концепта «Государство»
Аннотация
Статья развивает идею когнитивного
анализа сценических образов,
созданных невербальными средствами
постдраматического театра, и изучает
механизм формирования концептов
на основе театральных метафор и символов.
Экстраполяция лингвокогнитивного
подхода на язык театра подразумевает
интерпретацию визуальных сценических
действий как буквальное воплощение
метатекста режиссёра, который является
ментальной формой естественного языка и
считывается зрителями в обратном порядке.
Так, концептуальная метафора Дж. Лакоффа
и М. Джонсона, будучи парадигматической
и выстраивая аналогию к действию,
в контексте театра трансформируется
в концептуальный символ, поскольку
является вторичной смысловой надстройкой
над визуально-акустическими формами.
В качестве примера в статье приводится
анализ концепта «Государство»
на материале спектаклей нескольких
режиссёров. В результате выясняется,
что ментальный образ, репрезентируемый
в языке словом «государство»,
становится осью смысловой проекции
(концептуальным символом), формируя
символическую связь между концептами
«Сооружение» и «Иерархия», которые
относятся друг к другу как трансляция
эмпирической и метафизической сущности
исследуемого образа и демонстрируют
принцип взаимодействия языкового
и мифического мышления.