Мировоззренческие истоки башкирского театра

  • Айсылу Сынтимировна Сагитова Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова https://orcid.org/0000-0003-0466-9433
Ключевые слова: башкирский театр, фольклор, национальные традиции, миф, обряды, ритуал, актёр, режиссёр, спектакль.

Аннотация

Искусство башкирского народа, как
и искусство всех народов мира, зародилось
в глубокой древности и имеет свои
уникальные корни, которые уводят нас
в те далёкие времена, когда башкиры
поклонялись языческим богам и вся их
жизнь была служением природным стихиям.
Это времена, когда был создан великий эпос
«Урал-батыр», во многом обусловивший
мировоззрение и мировосприятие
башкирского народа на многие века. Именно
в эпическом характере этого произведения
и в его чистой, непосредственной
незамутнённой, пафосности кроется разгадка
романтически-приподнятого башкирского
исполнительского искусства. Зачастую даже
сегодня, в техногенный век всепроникающей
расчётливости, холодной рациональности
и безграничной иронии, в национальном
театре в некоторых спектаклях сохраняется
особый стиль произношения текста —
эпического распевания. В любой
постановке Башкирского государственного
академического театра драмы имени
Мажита Гафури — будь то национальная,
русская или западноевропейская классика,
актуальная современная драматургия —
в ней всегда звучит необычная, характерная
только для башкирского языка, своеобразная
возвышенная, мелодическая, поэтическая
интонация речи. Эта своеобразная
интонация есть неотъемлемая часть
(древняя, мифологическая, архетипическая)
башкирского сознания и его продукта —
башкирского языка, по звучанию и мелодике
напоминающего героические песнопения:
строгие, размеренные, несуетливые, может
быть, иногда суровые и одновременно мягкие. Язык является бесценным
хранилищем древней культуры и истории
людей. Театральное исполнительское
искусство башкир, стремящееся к
объёмным, рельефным формам, притчевым,
глубинным сюжетообразующим смыслам
и эпической распевности, во многом
определяется именно его мифологическим
мироощущением. Последнее генетически
присуще башкирскому народу
и воспринимается им как «подлинная
и максимально конкретная реальность».
Мировоззренческие истоки, фольклорные
традиции позволяют башкирскому театру
сохранять своё лицо и, идя в ногу со
временем, ориентироваться на фольклорные
традиции как меру вещей и точку отсчёта
в современном, стремительно меняющемся
мире. В этом заключается уникальный
смысл движения и развития башкирского
театра: быть со-временным (со временем),
но основываться на непреходящем и вечном.

Опубликован
2020-11-30
Выпуск
Раздел
Театральное искусство