Концепция театральной реальности Андрия Жолдака (на примере спектаклей «Zholdak Dreams: похитители чувств» и «По ту сторону занавеса»)
Аннотация
В статье формулируются эстетические
позиции в творчестве украинского
режиссёра Андрия Жолдака на примере
двух петербургских спектаклей — «Zholdak
Dreams: похитители чувств» и «По ту
сторону занавеса». Исходя из исторических
предпосылок феномена театральности
и изложенных художником понятий
о структуре театральной маски, автор
анализирует игровой подход режиссёра
к постановке драматического текста,
а также художественные приёмы
транспонирования субъективности
восприятия в качестве средства
формирования сценического образа
объективного мира.
Обращаясь к свойствам театральной
маски, автор исследует природу
симбиотических отношений актёра и роли,
существующих в детерминированной
сценической реальности А. Жолдака,
соединяющего в едином пространственном
поле временные пласты текста,
исполнителя и зрителя. Режиссёр избирает
ассоциативный вид монтажа эпизодов для
создания общей визуальной картины из
кинематографических, изобразительных,
музыкальных и пластических
выразительных средств. При помощи
анализа ключевых моментов постановок
выстраивается структура образного
мышления художника, утверждающего отношения субъективности театра
и объективности реальности
как амбивалентность формы бытия.
Театральному миру Жолдака присущ
сюрреалистический принцип построения
спектакля, отказ от репрезентативности и
обращение к деконструированию матрицы
пьесы с последующим воплощением
на сцене её альтернативной реальности.