Чарлз Айвз — микротоновый композитор. Часть II: На «Вопрос без ответа» Чарлза Айвза дан ответ
Аннотация
Данная статья — вторая из серии, посвящённой Чарлзу Айвзу как микротоновому композитору. О намерении Айвза сочинять в пифагорейской темперации спиралевидных чистых квинт публика во время жизни композитора фактически не знала, но микротоновую составляющую в его музыке широко оценили в последние десятилетия. Статья посвящена пьесе Айвза «Вопрос без ответа» в контексте присутствия в ней пифагорейского строя, основанного на чистых квинтах, что видно из особого использования диезов и бемолей, а также факта постоянного варьирования исполняемой на трубе главной темы при каждом очередном её изложении. Согласно автору статьи, композитор пытался использовать два разных строя малых терций — отсюда и «вопрос, оставшийся без ответа», о совместимости различных строев, присутствующих в сочинении в скрытом виде. Автор обосновывает свой тезис, детально анализируя фрагменты сочинения Айвза.