Композиция «Поэмы» Э. Шоссона в искусстве fin de siècle

Ключевые слова: Э. Шоссон, «Поэма», декаданс, О. Уайльд, танец семи покрывал, «Песнь торжествующей любви», И. Тургенев, fin de siècle

Аннотация

В настоящей статье предлагается взглянуть на «Поэму» для скрипки Эрнеста Шоссона как на сочинение, пропитанное атмосферой искусства конца века — fin de siècle. Исходя из особого стилевого колорита и самобытности музыкальной формы, автор работы выдвигает гипотезу о фабульном слое пьесы, влияющем на её композицию. В центре исследования — структурно-семантический анализ «Поэмы», согласующийся со стержневыми сюжетными мотивами драмы О. Уайльда «Саломея». Ракурс прочтения пьесы Э. Шоссона определяется рядом факторов, дающих весомые основания считать гипотезу правомерной. Один из них — хронологический, согласно которому «Поэма» была создана буквально «вслед» премьерной постановке драмы Уайльда в Париже. Другой — эстетико-стилевой, удивительным образом смыкающий семантические области литературного и музыкального текстов. Речь идёт о знаковом в символическом отношении жанровом эпизоде «Поэмы», наиболее явственно демонстрирующем связь двух произведений, — танце Саломеи. 

Опубликован
2023-08-02
Раздел
Музыкальное искусство