Модернистское уклонение в финском карелианизме на рубеже XIX–XX веков

  • ВЕРА ИВАНОВНА НИЛОВА Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова https://orcid.org/0000-0002-8056-6076
Ключевые слова: карелианизм, модернизм, теософия, Сибелиус, Лейно, Сведенборг, Скрябин

Аннотация

В художественной культуре Финляндии рубежа XIX–XX веков карелианизм был влиятельным направлением в развитии финского национального музыкального искусства. В музыке Сибелиуса карелианизм связал архаику и современность таким образом, что мир древних рун открыл композитору путь в направлении модернизма. Созданная на основе древних карельских рун эпическая поэма Лённрота «Калевала» стала центральным событием карелианизма и точкой отсчёта для раскрытия творческих индивидуальностей Сибелиуса и его единомышленников в разных видах искусства. Развивавшаяся в Финляндии шведская культурно-языковая сфера (представленная и в творчестве Сибелиуса) обеспечивала тесные связи художественной среды столицы Великого княжества финляндского с модернистскими течениями Европы. В результате в России и в Финляндии почти одновременно началось увлечение теософией и возникли теософские общества. С теософскими воззрениями оказались связанными важные замыслы Сибелиуса и Лейно. У Сибелиуса — струнный квартет
Voces intimae и поэма «Луоннотар», у Лейно — мистерия по рунам «Калевалы» Лённрота. Сибелиус неоднократно бывал в Англии на премьерах своих произведений. Именно в Англии его имя оказалось связанным с именем Скрябина. Впоследствии в финской, эстонской и российской музыкальной историографии исследователи искали точки соприкосновения музыки Сибелиуса с модернизмом, включая творчество Скрябина.

Опубликован
2023-08-02
Раздел
Музыкальное искусство