С. В. Рахманинов и М. А. Врубель: творческие параллели

  • Арсений Никитич Мерзлов Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского https://orcid.org/0000-0003-1056-5016
Ключевые слова: С.В. Рахманинов, М.А. Врубель, художественное направление модерн, «Фауст», «Сирень», творческий диалог.

Аннотация

Статья посвящена творческим
взаимоотношениям Сергея Рахманинова
и Михаила Врубеля. Сравнивая наследие
двух художников, можно заметить
определённый и неоднократный их
«творческий диалог», проявляющийся
в художественных темах и образах,
к которым Рахманинов и Врубель
последовательно обращались. Имеются
в виду образы Сирени и «Фауста» И.В. Гёте.
Автор рассматривает особенности их
интерпретации художниками в таких
произведениях, как романс «Сирень» ор. 21
№ 5 и Первая фортепианная соната ор. 28
Рахманинова, триптих «Фауст» (1896)
и картина «Сирень» (1900) Врубеля. Также
анализируются некоторые биографические
моменты, позволяющие говорить
о том, что один творческий опыт оказал
непосредственное влияние на другой.
С точки зрения исполнительского
искусства, такое прослеживание
творческих параллелей даёт возможность
по-новому взглянуть на некоторые
произведения Рахманинова именно
с позиции интерпретации в контексте
художественного направления модерн,
к которому можно отнести большую часть
наследия Врубеля.

Опубликован
2020-11-27
Выпуск
Раздел
Музыка и живопись