Интонационная система азербайджанских ладов: изучение с применением компьютерных технологий
Аннотация
Восприятие азербайджанских музыкальных ладов при исполнительстве на равномерно темперированных инструментах основано на свойстве человеческого разума обобщать разнообразные явления, распознавая их общий смысл. Азербайджанские лады формируют в сознании устойчивый образ, а равномерность «шагов» 12-ступенчатой темперации полностью определяет индивидуальность ладов и их дифференциацию. Акустические измерения, связанные с интонационной звуковысотностью азербайджанской музыки (как традиционной, так и авторской), с изучением её микроинтонационных схем, а также тембровых характеристик азербайджанских народных инструментов, до сих пор оставались вне поля зрения исследователей и не были предметом специального изучения. В статье рассматриваются вопросы, связанные с интонационным строем азербайджанских ладов, с их существованием в современной музыкальной культуре, цитируется область когнитивного музыковедения, которая позволяет представить интонационный строй азербайджанских ладов в виде когнитивной структуры, имеющей значительные перспективы их реализации в области современных музыкальных исследований с привлечением музыкально-компьютерных технологий. Особенно важный аспект связан с адекватным
представлением круга рассматриваемых проблем в системе современного музыкального образования, что также возможно и весьма продуктивно при использовании современных музыкально-компьютерных технологий.