Микротональный анализ концепции высоты тона Игоря Стравинского и её итоговой шкалы
Аннотация
Игорь Стравинский сохраняет позицию величайшего композитора ХХ века. Когда его однажды спросили, что маэстро считает следующим направлением в музыке, он ответил, что это будет микротональность. Автор статьи, известный специалист по микротональности, предлагает микротоновую интерпретацию в исполнениях музыкальных произведений Стравинского. Он обосновывает правомерность подобного подхода, ссылаясь на особое написание композитором некоторых хроматических интервалов в его сочинениях, ясно предполагающих определённые интервалы обертонового ряда, а также на высказывания композитора, опубликованные в его работах. Что роднит Стравинского с другими музыкальными гениями ХХ века и более раннего времени, это внутренний иерархический распорядок совокупности тональных соотношений. Однако у каждого из композиторов была своя собственная модель идеализированной интонации, сформированная в их умах. Дополнительный опыт автора в области микротональности состоит в доскональном изучении им исторических европейских и неевропейских строев и темпераций, в результате чего он смог определить, какие из них подходят для исполнения музыки композиторов прошедших эпох, таких как И.С. Бах, Моцарт и Бетховен. Это привносит дополнительное обоснование микротоновой интерпретации музыке Стравинского. Попутно упоминая Сутартинес — традиционные хоры северной Литвы — как близкие по сути микротоновой трактовке музыки великого композитора, автор представляет созданную им гамму из 128 нот в октаву и используемую в его собственной музыке, основанной на расширении обертонового ряда до восьмой октавы, как подходящий строй для применения к музыке Стравинского.