Исполнительский жест как театрализованное отражение новых жанрово-стилевых контекстов в современной фортепианной музыке

  • Александр Александрович Перепелица Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой https://orcid.org/0000-0001-5206-205X
Ключевые слова: пианистический жест, дирижерский жест, звуковые (кластер, голос, ударные эффекты на струнах) и не звуковые (театральные) жесты; новая музыка; исполнительское искуссво.

Аннотация

В статье рассматривается выразительная
роль жестов в искусстве фортепианного
исполнительства в отношении как
классической, так и современной музыки.
На основании теоретического анализа
показано, что проблема исполнительского
жеста в связи с театрализацией
исполнения, приобретением им черт
перформанса, выделилась из общей
проблемы артистизма. Общие положения
искусства жеста в современной
фортепианной музыке дополняются
ещё множеством позиций, связанных с
искусством извлечения кластеров, игрой
на струнах, педалях, со звуковыми жестами,
с театрализацией исполняемого.
Даётся подробное описание категорий
жестов, принятых в современной
музыкальной практике: относящиеся
к извлечению кластеров, связанные с
вкраплением словесных звуков в процесс
фортепианного исполнительства
(так называемые вербально-звуковые жесты), с игрой на педалях, на струнах
с помощью пальцев, палочек или других
предметов, а также театрализованные
жесты.
Делается вывод о том, что расширение
границ музыкального языка, появление
в практике исполнения перформансов,
театрализованных произведений привело
к расширению тезауруса исполнительских
жестов и его содержательных функций.
В современной музыке жест становится
носителем смысла и составляет один из
смыслообразующих слоёв произведения.

Опубликован
2020-11-27
Выпуск
Раздел
Музыкальное искусство