Ансамблевое музицирование в зеркале западноевропейской живописи XVII – XVIII веков

  • Ксения Николаевна Мореин Лаборатория музыкальной семантики
  • Людмила Николаевна Шаймухаметова Научно-методического центра «Инновационное искусствознание» https://orcid.org/0000-0002-1355-9677
Ключевые слова: ансамблевое музицирование, клавирный уртекст, музыкальные инструменты барокко, музыка и живопись, музыкальный натюрморт, художники XVII – XVIII веков.

Аннотация

В эпоху барокко ансамблевое
музицирование было излюбленным
времяпрепровождением. Для знати
и среднего класса «общение через музыку»
являлось неотъемлемой частью жизни:
на музыкальном языке выражали почтение,
делали «музыкальные приношения»
и признания в любви. В музыкальных
соревнованиях виртуозы демонстрировали
исполнительское мастерство, знатные
дамы сопровождали игрой на арфе и лютне
исполнение поэтических сочинений.
Желанием музицировать в сольной и
ансамблевой форме обладали исполнители
на различных инструментах и с разным
уровнем подготовки.
В результате этого «социального запроса»
появилась двухстрочная форма записи,
обладающая свойствами quasi-партитуры,
которую принято называть клавирным
уртекстом. Но «клавирными» эти тексты
являются лишь в случае исполнения
их на органе или клавесине. Структура
двухстрочников XVII – XVIII веков обладает
гораздо большими возможностями,
так как является универсальной
записью ансамблевых и оркестровых
сочинений в свёрнутой форме. Благодаря
свойствам quasi-партитуры клавирный
уртекст барокко стал уникальным
явлением, своеобразным «зеркалом
эпохи», запечатлевшим множество клише музыкальных инструментов
XVII – XVIII веков, сцены музицирования в
дуэтах, трио и даже акустические образы
групп барочного оркестра — solo и continuo.
Своего рода зеркалом, отражающим
картины музицирования и ансамблевые
составы, явились полотна живописцев
XVII – XVIII веков.

Опубликован
2020-11-27
Выпуск
Раздел
Музыкальное искусство