Семантика революционной образности
Аннотация
Становление революционной образности
в творчестве российских композиторов
ХХ века оказалось длительным. Решающий
этап приходится на 1950-е годы и связан
прежде всего с творчеством Шостаковича.
Среди основных критериев революционной
семантики в статье выделяются: прямые
или опосредованные связи
с фольклором Революции и Гражданской
войны; действенность и драматизм,
что предполагает воссоздание высокого
напряжения жизненных преодолений,
обрисовку конфликтных противоборств;
строгость, мужественность и суровость
тона, подчёркнутая гражданственность
высказывания, боевой наступательный
дух. Разновидности этого комплекса
рассматриваются по принципу парных
контрастов: маршевый — вихревой,
песенный — инструментальный,
потенциальный — кинетический.
При этом подчёркивается, что маршевость
во всевозможных её преломлениях,
открытая или завуалированная, всегда
остаётся основой революционной
образности. Присущая ей диалектичность
особенно показательно раскрывается
в сопряжении таких, казалось бы,
несовместимых образных характеристик,
как гневная настроенность и дух
лучезарности. В системе рассматриваемой
семантики они предстают
взаимодополняющими сущностями,
образующими органичное единство.