Гносеология катарсиса

  • Галина Яковлевна Вербицкая Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова https://orcid.org/0000-0002-8271-1150
Ключевые слова: катарсис, гносеология, искусство, творчество, конфликт.

Аннотация

Произведение искусства через
переживание катарсической эмоции,
боль потрясения побуждает реципиента
к познанию — творчеству. Искусство —
проводник жизнетворчества, помогающий
человеку совершать метафизическое
усилие по преодолению отчаяния.
В результате проведённого исследования
разработана модель возникновения,
развития и реализации катарсической
эмоции. Все элементы модели внутренне
взаимосвязаны и взаимообусловлены,
находятся в диалоге полярности
проявлений, интенсивности эмоции,
в причинно-следственных связях,
в сочетании инвариатной и вариативной
частей.
Содержание и реализация уровней
переживания катарсической эмоции
раскрываются в диалоге полярных
первооснов экзистенции: страх — радость,
сострадание — наслаждение, смерть —
возрождение. Это и составляет содержание
и смысловое значение катарсиса.
Искусство не исчерпывается
катарсическим воздействием в смысле
очищения, главное — в возникновении
непреодолимого желания деятельности-
творчества. То есть рецепция произведения
искусства — труд и творчество, открытие
лучшего в себе, рождение созидательного
дара, возникновение потребности
творчества-деяния.
На сущностном уровне катарсис является
развязкой конфликта, разрешением
противоречия через творчество автора и
приобщение зрителя к высшему уровню
понимания и чувствования жизненных
коллизий. Это именно эстетическое
отношение к миру, создаваемое
восприятием искусства.
Художественный опыт даёт возможность
разрешения вечных противоречий-
антиномий жизни как бесконечного
процесса поиска решений нерешаемых
проблем и иного видения жизни и её
смысла.

Опубликован
2020-11-20
Выпуск
Раздел
Философия и искусствознание

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)