Вербальная музыка как опыт вхождения в звуковое пространство ребёнка: теория и практика
Аннотация
В статье исследуется педагогический
потенциал вербальной музыки,
актуализируемой на музыкальных
занятиях. Авторы останавливаются на
истории вопроса, предлагая дополнить
представленную С.П. Шером типологизацию
такой разновидностью взаимодействия
слова и музыки, как слово, произносимое
под музыку (мелодекламация).
Рассматривая вербальную музыку
в контексте музыкального искусства,
авторы сосредоточиваются на
произведении К. Сен-Санса «Лебедь» из
сюиты «Карнавал животных», предлагая
не только варианты вербализации
собственно инструментальной музыки на
примере поэзии Льва Друскина «Бьётся
лебедь в тоске человечьей…», Дмитрия
Быкова «Лебедь» и прозы протоиерея
Андрея Ткачёва, но и опыт вербализации
пластического интонирования пьесы
Сен-Санса, реализуемый в творчестве Анны Павловой, Галины Улановой и
Майи Плисецкой. Помимо этого, авторы
вводят в научный оборот вербализацию
музыки, представленную в романе
Евгения Водолазкина «Брисбен».
Предлагая ряд заданий, нацеленных на
актуализацию вербальной музыки как
уникальной возможности перевыражения
музыкального содержания в слово,
выступающего в качестве единицы
речи учащейся молодёжи, авторы
обращаются к отечественной и зарубежной
художественной и научной литературе.
По мнению авторов, включение в уроки
феномена вербальной музыки обеспечивает
максимальную проблематизацию учебного
материала, способствует поддержанию
интереса учащихся к музыкальному
занятию, стимулируя детское творчество,
а также задаёт результативность общения
всех участников педагогического
процесса, помогая музыкантам осознать
незыблемость следующего факта: о музыке
можно и нужно говорить!