Постскриптум. Ещё несколько композиторских имён
Аннотация
В предыдущих лекциях, составивших
цикл «Классики отечественной музыки
XX века», было рассмотрено творчество
С. Рахманинова, И. Стравинского,
С. Прокофьева, Н. Мясковского,
Д. Шостаковича, А. Хачатуряна,
Г. Свиридова, Р. Щедрина и А. Шнитке.
Дополним эту панораму двумя
заключительными лекциями: первая
призвана расширить круг композиторских
имён, вторая будет посвящена обзору
музыки XX столетия с выходом
в общемировое пространство.
Как известно, со времён Петра Великого,
возводившего Санкт-Петербург,
в России сосуществовали две столицы,
каждая из которых имела своё лицо
и свой стиль, в том числе в музыкальном
творчестве. К концу XIX века сложились
две композиторские школы: петербургская,
ядром которой была «Могучая кучка»,
и московская во главе с П.И. Чайковским.
В XX столетии эти школы продолжили
плодотворное взаимодействие. Из имён,
представленных в основных разделах,в Петербурге-Петрограде-Ленинграде
начинали свою деятельность Стравинский,
Прокофьев, Мясковский, Шостакович,
Свиридов, ставшие позднее москвичами
(кроме Стравинского, который с начала
1910-х годов жил за рубежом).
Во второй половине XX века лидерами
музыкального процесса в России стали
московские композиторы Щедрин и
Шнитке, рядом с которыми можно назвать
множество других имён, в том числе
Э. Денисова, С. Губайдулину, В. Мартынова.
Существенный вклад в сокровищницу
отечественной музыки продолжали вносить
и представители ленинградской школы.
Свидетельством этому станут приводимые
ниже краткие очерки творчества Сергея
Слонимского и Валерия Гаврилина.
Помимо двух столиц, на поприще
музыкального искусства неустанно
работают композиторы из целого ряда
других, прежде всего консерваторских
городов России, что ощутимо раздвигает
масштаб панорамы музыкального
искусства нашей страны — в качестве
характерного примера приводится
творческое наследие Елены Гохман.