Об отражении стиля барокко в русском балетном искусстве
Аннотация
Статья посвящена теме барокко
на русской балетной сцене конца
XIX столетия, при этом фокус внимания
исследователя выходит за рамки
указанного времени, касаясь отражения
барочной тематики в балетном искусстве
XX — начала XXI веков. Автор не анализирует
сюжетную основу балетного спектакля
и не пытается искать стилистические
признаки барочного времени, которые
бы подтвердили принадлежность балета
к эпохе. Ключевой задачей для себя
автор определяет стремление осмыслить
фундаментальные — философско-
ценностные и духовно-значимые —
доминанты бытия человечества, актуальные
вне времени, а потому значимые и сегодня:
это тема личности, времени, добра и зла,
стереотипов и алгоритмов (тема свободы),
тема аллюзий. Автору важно понять,
как они, сообразно мировоззрению барокко,
раскрывались в балетном искусстве конца
XIX века (в эпоху позднего М. Петипа —
расцвета барокко в балете), оказывая
воздействие на его сюжетную
и архитектоническую структуру.
Сохраняя ретроспективно-поисковый
вектор исследования, автор ставит вопрос,
почему эти специфические концепты
мировоззрения эпохи, а также
конструктивные особенности балетного
барочного спектакля проявились в творчестве балетмейстеров
XX и XXI веков — Джорджа Баланчина
и Алексея Мирошниченко.