Генезис архетипа трикстера в русской литературе

  • Светлана Петровна Шлыкова Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова https://orcid.org/0000-0002-7051-5881
Ключевые слова: трикстер, шут, Петруха Фарнос, скоморошество, антиповедение, антисмысл, культурный герой, антигерой, театр Петрушки.

Аннотация

Статья посвящена выявлению генезиса
архетипа трикстера в русской литературе.
На материале фольклорных и литературных
произведений XVII — начала XX века
рассматривается антигерой, истоки
антиповедения которого прослеживаются
в шутовстве и скоморошестве.
Антиповедение в русской культуре
символизирует неотрефлексированный
в народной среде бунт против навязанных
властями предержащими норм поведения
и упорядоченности жизни.
Архетип трикстера, имеющий давние
традиции в мировой культуре,
персонифицировался на Руси в скомороха,
затем в шута Фарноса, во многом
перенявшего традиции скоморошества.
В народе Петруха Фарнос стал одним
из любимых шутовских героев, получив
особую популярность благодаря лубочным
картинкам XVIII столетия. В XIX веке образ
Фарноса трансформировался в Петрушку,
кукольного персонажа театрализованного
жанра. Незамысловатые сатирические
сюжеты с его участием легли в основу так
называемого театра Петрушки, который,
несмотря на устойчивый сюжет, носил
импровизационно-игровой характер,
принадлежа к числу «палочных» комедий.
В конце XIX века образ Петрушки
был настолько популярен, что вышел
из устной народной среды и прижился
в литературных произведениях. В начале
XX века образ Петрушки-трикстера
стал источником многочисленных
интерпретаций модернистской литературы.

Опубликован
2021-05-19
Выпуск
Раздел
Фольклор и национальная культура

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)