Особенности хорового творчества Василия Титова

Ключевые слова: партесное многоголосие, хоровой концерт, Василий Титов.

Аннотация

Среди русских композиторов эпохи
рубежа XVII–XVIII веков особое место
занимает духовное хоровое творчество
Василия Титова (ок. 1650 — ок. 1715),
одного из ярких представителей партесного
многоголосного стиля, в котором наиболее
ярко отразилось своеобразие музыкальной
культуры барокко в России.
Творчество Василия Титова —
выдающегося мастера хорового письма —
разнообразно в жанровом отношении,
ему принадлежит около двухсот
произведений, многие из которых
главенствовали в церковно-певческом
обиходе российских храмов на протяжении
почти всего XVIII века.
Изучение хоровых произведений
Василия Титова позволило выявить
характерные черты партесного стиля
композитора. Это многохорность
изложения с её яркими
пространственными эффектами,
антифонные сопоставления больших
хоровых масс, принцип концертирования,
основанный на чередовании группы
голосов и tutti, на противопоставлении
аккордово-гармонического
и полифонического изложения, а также
искусное владение имитационной
полифонией вплоть до полифонического
варьирования. Черты национального
своеобразия наиболее ярко проявляются
в музыкальном тематизме произведений,
где наряду с орнаментальным рисунком
переплетающихся мелодических линий,
оборотами инструментального типа
использованы интонации народных песен,
кантов, церковных распевов.В своём творчестве Василий Титов
переработал и переосмыслил основные
характерные приёмы и формы
западноевропейского барокко
в соответствии с особенностями русской
музыкальной культуры, таким образом
сохранив и обогатив традиции русского
национального стиля.

Опубликован
2021-03-03
Выпуск
Раздел
Искусство барокко: движение во времени