Образы, техника и стилистика барокко в творчестве уральских камнерезов
Аннотация
Статья рассматривает особенности
развития на Урале жанра фигуративной
скульптуры малых форм из составного
камня путём сопоставления с искусством
итальянских мастеров эпохи барокко —
основателей этого вида камнерезного
искусства. Малая фигуративная скульптура
из составного камня (полилитная),
сложившаяся как самостоятельный жанр
камнерезного искусства в XVII веке
в Италии, получила дальнейшее развитие
не только в Западной Европе,
но и в России, в крупных отечественных
центрах художественной обработки камня.
На Урале, несмотря на дореволюционные
предпосылки, освоение принципов
изготовления антропоморфных
изображений в полилитной технике
происходит только в советский период
как определённая школа подготовки
специалистов. На современном этапе
можно наблюдать активное развитие
жанра в искусстве уральских камнерезов.
Сегодняшний расцвет полилитной
фигуративной скульптуры малых форм
в творчестве уральских камнерезов связан
не только с культурой обработки этого
материала и преемственностью навыков
работы в полилитной технике,
но и с обращением к традициям
полихромных фигуративных композиций
флорентийских мастеров эпохи барокко, эффектностью и натуралистичностью
изображения.