Сценическая интерпретация и внутренние трансформации образа героя в искусстве барокко

  • Виктория Николаевна Алесенкова Центр комплексных художественных исследований, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова https://orcid.org/0000-0002-3768-7024
Ключевые слова: барочный герой, «Стойкий принц» Кальдерона, «Екатерина Грузинская» Грифиуса, трансформация образа, сценическая интерпретация.

Аннотация

Образ барочного героя — мученика
или праведника — представляет научный
интерес как предмет самопознания
и проводник идеи внутренней
трансформации. Объектом исследования
в большей степени послужила пьеса
П. Кальдерона «Стойкий принц»
и её сценические воплощения, в меньшей
степени — трагедия А. Грифиуса «Екатерина
Грузинская». Свойственная барочному
герою двойственность внутренней природы
и стремление к обретению бессмертия
отчётливо отображаются в ментальной
схеме перехода от смерти к воскрешению.
Внешние страдания и гибель персонажа
в этом контексте воспринимаются
как символическое отражение внутренних,
душевных страданий, способствующих
просветлению и мистическому единению
с Богом. Сценический образ Дона Фернандо
(«Стойкий принц») представлен
в режиссёрской интерпретации
Вс. Мейерхольда (1915), Е. Гротовского
(1965) и Б. Юхананова (2013). Это позволяет
проследить на разных временных этапах
смену восприятия барочного героя
от позитивного сценария до негативного.
Если позитивный сценарий трансформации
образа утверждает процесс обретения душой
Бога, то негативный сценарий отрицает
возможность духовного возрождения
и вытесняет Бога за пределы внутреннего
пространства героя, превращая его
из спасителя в жертву.

Опубликован
2021-03-03
Выпуск
Раздел
Искусство барокко: движение во времени