«Неприкасамый» Мулка Раджа Ананда и философия эстетического реализма

Ключевые слова: Мулк Радж Ананд, «Неприкасаемый», далит, эстетический реализм, Эли Сигель, добрая воля, высокомерие, каста, расизм.

Аннотация

«Чего заслуживает человек, будучи
живым существом?» Этот универсальный
этический вопрос требует честного
и всестороннего обсуждения, независимо
от степени воспитания, ради торжества
социальной справедливости и гуманности.
Ответ на вопрос Эли Сигеля,
основоположника философии эстетического
реализма, вооружает нас незаменимым
средством противостояния презрению,
которое является главной причиной
несправедливости. Презрение, по мнению
Сигеля, «это особенность человеческого
характера — полагать, что масштаб нашей
личности гораздо шире, а значение
окружающего мира практически
ничтожно». И не следует недооценивать
последствия этого противопоставления.
В каждом человеке происходит внутренняя
борьба между склонностью к высокомерию
и желанием уважать людей и мир.
Высокомерие очень распространено,
оно присуще каждодневной жизни.
Например, когда один человек не слушает
другого; или когда мы видим кого-то
на улице и думаем: «Меня бы даже в гробу
не заставили надеть такие туфли».
Но когда подобное отношение
культивируется на государственном уровне,
результаты умаления катастрофичны.
Как явствует из этой статьи, в кастовой
системе Индии презрение
регламентировано. И связано оно
с межкастовым мироустройством,
в том числе с расизмом в моей собственной стране, Соединённых Штатах,
и с глобальными кошмарами
экономической несправедливости.
«Неприкасаемый» Мулка Раджа Ананда
с первой и до последней страницы наглядно
иллюстрирует болезненное проявление
неравноправия в кастовой системе.
Роман описывает эпоху 1930-х годов,
но затронутые в нём проблемы актуальны
и по сей день; и Ананд показывает
читателю душевные муки юноши по имени
Баха — неприкасаемого, незаслуженно
презираемого и несправедливо нищего.
Автор статьи сквозь призму изучения
эстетического реализма выяснил,
что стремление к превосходству за счёт
пренебрежительного отношения к другим,
включая женщин и людей других
национальностей, заставляет человека,
в конечном итоге, презирать и самого себя
и портить отношения с другими.
Это пример того, что делает высокомерие
с людьми, где бы они ни находились.
Ананд и сам менялся по мере того, как на
уроках эстетического реализма изучал
тему «Чего человек заслуживает от меня?»
и как обладать доброй волей — главным
оппонентом высокомерия. Он выяснил,
что добрая воля не является хлипкой
или слабой, у неё есть научное обоснование
и определение: это «желание иметь что-то
ещё более сильное и красивое, поскольку
благодаря такому желанию
сам становишься сильнее и красивее».
Людям необходима добрая воля вместо
высокомерия, присущего Европе, Азии
и Америке. В современном обществе
существует мощный запрос
на справедливое мироустройство.
А эстетический реализм отвечает на этот
вызов времени, помогает строить мир
всеобщего благоденствия. Вот почему
людям необходимо изучать его принципы.

Опубликован
2021-01-22
Выпуск
Раздел
Межкультурные коммуникации